Новые технологии уже значительно изменили то, как люди живут и работают, однако бизнес-образование пока не подверглось фундаментальным преобразованиям. Несмотря на цифровые технологии и обилие дистанционных онлайновых курсов (MOOCS), большинство желающих получить степень MBA в ведущей школе выбирают очное обучение, делают перерыв в карьере и приезжают в кампус.
Однако есть признаки того, что со временем онлайновые программы MBA станут самыми популярными у студентов. Все большее число студентов и школ выбирают программы, которые преподаются через интернет полностью или частично. Это обусловлено несколькими факторами. Среди них ужесточение правил выдачи виз, стремление школ завоевать заокеанские рынки, развитие технологий, применяемых в обучении, и рост доверия к дипломам, полученным онлайн.
По всему миру растет как спрос на онлайновое обучение MBA, так и предложение, хотя в разных странах этот рост имеет неодинаковые причины, говорит Мэтт Робб, управляющий директор консалтинговой компании Parthenon-EY. Например, в Австралии давно существует мощный рынок дистанционного обучения. А теперь благодаря онлайн-технологиям ведущие австралийские бизнес-школы могут предлагать своим студентам больше интерактивных материалов, добавляет Робб.
Для британских бизнес-школ онлайн-программы MBA стали возможностью привлечь студентов из других стран, которые не могут приехать в Великобританию из-за высокой стоимости поездки или жестких требований к оформлению студенческой визы. «Практически везде спрос на онлайн-образование со стороны студентов превышает предложение», – говорит Робб.
Цейтнот не помеха
Джон Колли, заместитель декана Warwick Business School
«Гибкость онлайн-курсов MBA будет очень востребована представителями поколения, постоянно испытывающего нехватку времени и ужесточение требований со стороны работодателей. Дистанционное получение MBA можно совместить со столь насыщенной жизнью».
Другая причина развития онлайн-MBA – то, что школы становятся все более искушенными в использовании технологий. Многие разбивают лекции на видеофрагменты и проводят интерактивные онлайн-уроки, в ходе которых студенты могут задавать вопросы преподавателям, рассказывает Робб. «Никто не высидит часовую лекцию онлайн, приходится чем-то поддерживать интерес», – добавляет он.
Многие ведущие школы осознают потенциал онлайн-обучения для придания собственному бренду максимальной известности. Так, на онлайн-курсах MBA британской Warwick Business School учится более 1200 студентов против всего 75 человек, получающих эту степень по очной программе на базе кампуса школы. В своем кампусе школа открыла две студии для создания контента для онлайн-программ. В обучающих роликах может быть показан, например, операционный зал банка. Студийная команда ездит по различным компаниям и снимает короткие видео, которыми потом могут делиться студенты.
Бизнес-школам все труднее привлекать качественных студентов
Им приходится придумывать новые учебные программы
Imperial College Business School запустила глобальную онлайновую программу MBA (GMBA) в январе 2015 г., и сейчас это крупнейшая подобная программа в Лондоне по количеству студентов – 220 человек. Большая их часть не пошла бы учиться по традиционной программе MBA, уверен директор Edtech Lab в Imperial College Дэвид Лефевр. «Среди студентов MBA растет доля тех, кто постоянно работает и общается онлайн с людьми, живущими в других часовых поясах. Для них смешанный подход к образованию является естественным, а ценность традиционного формата MBA, предполагающего личное общение, не очевидна», – объясняет он.
Но у многих школ по-прежнему сдержанное отношение к переходу на исключительно дистанционный формат. IE Business School в Испании гордится технологическим оснащением своего мадридского кампуса, в котором есть, например, помещение с 48 экранами на стенах для интерактивных занятий онлайн. По словам директора IE по инновациям Иоланты Голановской, онлайн-контент используется школой в программах MBA уже 15 лет и является неотъемлемой частью учебного процесса. Но возможности получить степень MBA полностью онлайн школа пока не предоставляет. «Мы решительно уверены в необходимости личного общения людей. Они получают MBA не только ради новых знаний, но и для личного продвижения. А для этого нужны деловые связи. Если устанавливать их онлайн, они не будут такими прочными, как появившиеся в результате совместной учебы в аудитории», – говорит Голановская.
Рост спроса и предложения
В прошлом году был отмечен значимый рост числа студентов, обучающихся по онлайновым программам MBA, входящим в рейтинг бизнес-школ c онлайновой формой обучения MBA FT. Число поступивших на такие программы в 15 школ, вошедших в рейтинг 2016 г., выросло в среднем на 7%. В рейтинге 2017 г. добавились еще пять школ, что свидетельствует о росте предложения онлайн-программ ведущими учебными заведениями.
Испанская школа Esade, очная программа MBA которой входит в топ-20 рейтинга FT, не имеет онлайн-программ MBA, но использует новые технологии в учебном процессе на базе своего кампуса в Барселоне. Например, преподаватель может заранее сделать видеозапись своей лекции, чтобы в аудитории больше времени посвятить обсуждению и работе в группах.
У школы есть онлайн-программы, но они ориентированы на топ-менеджеров, которым может быть сложно прервать карьеру и приехать в Барселону на очное обучение. В Esade также подчеркивают важность личного общения во время пребывания в кампусе. «Мы ставим вопрос не так: проводить ли наши курсы онлайн или офлайн, – а как использовать технологии для лучшего обучения студентов, приезжающих сюда», – говорит профессор школы Esade Джонатан Вэйрхэм.
Перевела Надежда Беличенко