Если компания или человек в течение 30 дней после назначения штрафа исправит таможенное нарушение и выплатит штраф, то наказание можно снизить вдвое. Такие поправки в КоАП правительство направило на рассмотрение в Госдуму.
Сейчас на уплату штрафов отводится 60 дней. Общей нормы, определяющей, на сколько может быть снижен штраф при его досрочной уплате, в действующем КоАПе нет. Чтобы добиться скидки, нужны смягчающие обстоятельства – например, признать вину или прекратить нарушение.
Авторы проекта надеются сократить задолженность по таможенным платежам. Пока она растет, критиковали Федеральную таможенную службу (ФТС) аудиторы Счетной палаты. По данным Счетной палаты, за 2015 г. общая задолженность по таможенным платежам и пеням составила 44,5 млрд руб. – примерно как и в 2014 г. (рост на 1%). Дела долго рассматривает Федеральная служба судебных приставов (ФССП), объясняли аудиторы: и пока решение исполняется, должники банкротятся или ликвидируются. В 2016 г. задолженность может существенно вырасти, после ликвидации Росфиннадзора к 1 декабря 2016 г. таможенники приняли дебиторскую задолженность по административным штрафам на 1,4 трлн руб. Большую ее часть взыскать невозможно – истекли сроки давности, нет имущества и денег у должников, говорится на сайте ФТС.
Другой опыт
Получить скидку могут также нарушители Налогового кодекса: она может составлять минимум 50%. ФАС не применяет механизмы снижения штрафа при его досрочной выплате, зато служба заменяет их предупреждениями и снижает штраф при устранении нарушений и их последствий.
Проект подготовлен на основании опыта ГИБДД. С 2016 г. штраф за нарушение ПДД можно снизить на 50%, если расплатиться в течение 20 дней. За первые три недели 2016 г. было заплачено в 3,4 раза больше штрафов, чем годом ранее. С таможенниками нарушители расплачиваются не так активно: в 2015 г. на исполнении в таможенных органах было больше 66 000 постановлений о нарушениях примерно на 2,8 млрд руб., говорится в пояснительной записке к проекту, и только 933 млн руб. были добровольно выплачены.
Механизм может пользоваться популярностью, говорит партнер Deloitte Андрей Силантьев. Иногда расплатиться и получить скидку проще, чем тратиться на судебные разбирательства, поддерживает сотрудник крупного производителя массовых товаров. Останется возможность обжаловать решение таможенников, отмечает Силантьев.
Сейчас таможенные штрафы рассчитываются либо как фиксированная сумма, либо как процент от неуплаченной суммы или стоимости товаров, в зависимости от нарушения, рассказывает партнер Goltsblat BLP Владимир Чикин. Одно из самых распространенных нарушений – недостоверная таможенная стоимость импорта, говорит Силантьев. Штраф – от 50 до 200% от неуплаченных таможенных платежей. Также часто штрафуют за невозврат аванса по не поставленным в срок товарам. Но даже если деньги вернулись с опозданием, штраф – от 75 до 100% невернувшейся суммы, говорит партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Это слишком высокие штрафы, согласен Чикин, например, максимальный, с которым приходилось иметь дело, – около 250 млн руб., если сумма слишком велика для компании, то скидка в 50% не спасет. Проще зарегистрировать новую компанию, чем платить штраф, поддерживает Тертычный.
Чтобы такие должники не бросали свои компании, правительство предлагает усложнить процедуру ликвидации. Налоговая служба не сможет ликвидировать компанию, если у нее есть долги перед таможней или она проходит таможенную проверку. Такой законопроект также направлен правительством в Госдуму.
Сейчас для ликвидации компании нужно направить уведомление в налоговые органы и назначить комиссию по ликвидации. Она опубликует сообщение о ликвидации и будет искать кредиторов. Через два месяца комиссия соберет требования по долгам и уже после всех расчетов направит баланс налоговикам, которые решат, снимать ли компанию с учета. Процедура не искоренит серые схемы ликвидации, сомневается директор группы налоговых споров KPMG Антон Зыков. Чаще всего бизнес перерегистрируют на нового учредителя или присоединяют к фирмам-однодневкам, необходимость отчитаться о долгах еще и перед таможней вряд ли остановит. Зато новые правила могут еще сильнее затянуть процедуру ликвидации добросовестных компаний, опасается он, сейчас она может длиться дольше полугода.